03:45

-что отличает Будду от араханта?
-Иддхи

-Может ли кто-то другой пройти этот путь или только будда его может пройти в силу особенности, неповторимости, божественности?
-Когда путь открыт - его проходят саваки, становясь арахантами. Когда путь не откыт его самостоятельно открывают и проходят бодхисатты и пачекабудды

palikanon.com/english/pali_names/b/bodhisatta.h...

В развитой форме идеи о бодхисаттах, путь бодхисатты начинается с заявления стать буддой перед [живым] Буддой (абхиньяхара) ... в более поздней литературе процессу "абхиньяхара" предшествует период, когда он настраивает свой ум стать Буддой, не объявляя об своём этом намерении другим.
Чтобы абхиньяхара "сработала" нужно выполнить 8 условий:
1. быть человеком
2. быть мужчиной
3. быть развитым настолько чтобы уже в этой жизни быть способным стать архатом
4. быть отшельником в момент объявления желания стать буддой
5. нужно сделать заявление перед живым Буддой
6. нужно владеть такими медитативными достижениями как джхана.
7. нужно быть готовым пожертвовать всё, даже жизнь.
8. решение должно быть абсолютным и непоколебимым.

Там же приводится и список качеств и ситуаций, которые надо отпрактиковать.
Например - что нужно сделать 5 пожертвований (пожертвовать детей, жену, царство, части тела, жизнь). Ну и т.д.
Другими словами - далеко не каждый может стать бодхисаттой. Кроме того, в тех же Комменатриях, уже наперёд расписан десяток (или даже чуть больше) будд будущего - или - бодхисатт настоящего. Соответственно, если практикующий хочет стать буддой, ему придётся "подождать" энное количество махакальп. Кроме того, там же сказано, что бодхисатта может родиться и животным, и в аду.

Если всё это правда (а не личные сочинения комментаторов), то становится понятно, почему Будда никого не учил пути бодхисатты. Куча дуккхи в течении махакальп, а станут буддами лишь единицы избранных. И кроме того, результат (ниббана) одинаковый - что для савакабудды, что для самма-самбудды.. и с этой позиции призывание других стать буддами (когда учение открыто) - это скорее желание им зла, а не добра.

@темы: Тхеравада, буддизм, Палийский Канон

Комментарии
19.06.2010 в 23:30

ZloyStrelok

Спасибо за ссылку, это было весьма интересно.

Другими словами - далеко не каждый может стать бодхисаттой. Кроме того, в тех же Комменатриях, уже наперёд расписан десяток (или даже чуть больше) будд будущего - или - бодхисатт настоящего. Соответственно, если практикующий хочет стать буддой, ему придётся "подождать" энное количество махакальп.
Ха... наверное, было бы странно, если бы было иначе. А Вы полагали, что это можно сделать легко и быстро?
Кроме того, там же сказано, что бодхисатта может родиться и животным, и в аду.
Ну... если приходится ждать "энное количество кальп", то может, вероятно, и такое случиться. Но судя по тем "животным", которые были перечислены, они вполне осознавали кто они, куда идут и зачем. А что касается рождения в аду, то рождение в раю не менее опасно, может даже более. Во всяком случае, там больше вероятность возникновения привязанностей.
и с этой позиции призывание других стать буддами (когда учение открыто) - это скорее желание им зла, а не добра.
У Вас интересное представление о добре и зле. ИМХО.
20.06.2010 в 14:26

naginirani
А Вы полагали, что это можно сделать легко и быстро?
Нет, но тема актуальна за счет того, что встречаются люди, которые так полагают.
Соответственно они склонны по-своему трактовать и сутты и понятия.
Тема обсуждалась на БФ и я решил для себя отметить пару моментов.
20.06.2010 в 14:30

У Вас интересное представление о добре и зле.
Почему?=)
20.06.2010 в 18:12

ZloyStrelok
Нет, но тема актуальна за счет того, что встречаются люди, которые так полагают.
Ok, я поняла. Благодарю за объяснения. Просто мне сначала показалось, в силу моего невежества, что в Вашем посте присутствует некая ирония и меня это слегка покоробило.
они склонны по-своему трактовать и сутты и понятия.
К сожалению это неизбежно. Наверное, именно поэтому так важно встретить истинного духовного наставника, тогда склонность " по-своему трактовать" значительно уменьшается, а иногда, в особо счастливых случаях, исчезает совсем.
Почему?=)
Поскольку я изначально неправильно поняла Ваш пост, то посчитала, что Вы считаете все аскезы, которые могут быть в процессе духовной практики, злом. Пожалуйста, извините меня. ))

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail