“Существа знают то, что можно назвать,
Они опираются на наименованное,
Не постигая [природы] наименованных объектов,
Они попадают под иго смерти
Это – стих, находится в Джатасутте (Jaṭ?sutta) из Самьюта Никаи (Saṃyutta Nik?ya). В этой сутте одно божество задает Будде вот такую загадку:
“Клубок внутри, и клубок снаружи,
Мир спутан этим клубком.
О Готама, я спрашиваю тебя,
Кто может распутать этот клубок? “
Будда отвечает на этот вопрос тремя стихами
“В ком жажда, ненависть
И неведение исчезли –
В арахантах, свободных от притока –
Именно в них распутан сей клубок”.
А это третий стих, относящийся к нашей теме:
“Где имя и форма,
А так же сопротивление и восприятие формы
Полностью отсечены,
Вот там распутан клубок”.
Здесь подразумевается Ниббана. Именно там этот клубок распутан.
Связь имя-формы с paṭighaṃ и rūpasañā в этом контексте очень важна. Здесь paṭighaṃ значит не ‘отвращение’, а ‘сопротивление’.
Это сопротивление есть реакция на инертную материю. Например, когда кто-то о что-то спотыкается, он оборачиваются чтобы посмотреть, что это было. Чувственная реакция такая же.
Будда сказал, что обыватель слеп, пока в нем не возникнет, по крайней мере, «око Дхаммы». Поэтому слепой обыватель узнает объект по сопротивлению, которое он испытывает при столкновении с этим объектом.
Они опираются на наименованное,
Не постигая [природы] наименованных объектов,
Они попадают под иго смерти
Это – стих, находится в Джатасутте (Jaṭ?sutta) из Самьюта Никаи (Saṃyutta Nik?ya). В этой сутте одно божество задает Будде вот такую загадку:
“Клубок внутри, и клубок снаружи,
Мир спутан этим клубком.
О Готама, я спрашиваю тебя,
Кто может распутать этот клубок? “
Будда отвечает на этот вопрос тремя стихами
“В ком жажда, ненависть
И неведение исчезли –
В арахантах, свободных от притока –
Именно в них распутан сей клубок”.
А это третий стих, относящийся к нашей теме:
“Где имя и форма,
А так же сопротивление и восприятие формы
Полностью отсечены,
Вот там распутан клубок”.
Здесь подразумевается Ниббана. Именно там этот клубок распутан.
Связь имя-формы с paṭighaṃ и rūpasañā в этом контексте очень важна. Здесь paṭighaṃ значит не ‘отвращение’, а ‘сопротивление’.
Это сопротивление есть реакция на инертную материю. Например, когда кто-то о что-то спотыкается, он оборачиваются чтобы посмотреть, что это было. Чувственная реакция такая же.
Будда сказал, что обыватель слеп, пока в нем не возникнет, по крайней мере, «око Дхаммы». Поэтому слепой обыватель узнает объект по сопротивлению, которое он испытывает при столкновении с этим объектом.